Я прошёл Path of Exile 2 в раннем доступе и спешу поделиться своими впечатлениями. Сразу скажу: игра невероятно сложная. Это факт, который нужно осознать прежде, чем начинать играть, чтобы получить от неё максимум удовольствия. Как и в серии Souls, здесь нужно наслаждаться вызовами и преодолевать, казалось бы, непреодолимые трудности. Через упорство и метод проб и ошибок вы добьётесь успеха, и это принесёт вам невероятное чувство удовлетворения.
В самом начале я столкнулся с некоторым непониманием со стороны других игроков. В чате игры постоянно кто-то возмущается сложностью, объявляет о своём уходе, чтобы вернуться через час. Самый популярный ответ на такие жалобы? "Проблема в скилле". И это многое говорит о сообществе и самой игре.
Меня удивило их удивление. Ведь Path of Exile 1 уже известна своей сложностью. Более того, за ранний доступ к Path of Exile 2 нужно заплатить, игроки сами сделали этот выбор. Откуда же тогда непонимание? По всей видимости, из-за Diablo 4. Многие игроки переходят из ARPG от Blizzard, ожидая схожего опыта. И я сам пошёл по этому пути.
Path of Exile 2 и Diablo 4 действительно похожи внешне и по общему принципу игры. Оба – это action RPG с изометрической перспективой, где нужно пробиваться сквозь орды врагов, собирать лут, повышать уровень и повторять всё сначала. На первый взгляд, это может быть одна и та же игра. Но их суть различна.
В последних играх Diablo Blizzard постарались сделать игру доступнее новичкам. В Diablo 4 есть лёгкий стандартный уровень сложности, который можно повышать по желанию. В Path of Exile 2 такого выбора нет. Если вы застряли на боссе или не можете преодолеть какое-то препятствие, уменьшить сложность не получится. Придётся найти выход, и обычно это включает в себя смерть. Я умер более 70 раз, и чат лишь ответил: "Да это ещё ничего!". Люди там хвастались смертями за 250+ раз. Grinding Gear Games, создатели Path of Exile, воспользовались этим изменением в подходе Blizzard.
Но обратной стороной этой сложности является невероятная награда – адреналин, когда босс, с которым вы бились семь или восемь попыток, наконец-то умирает. Это захватывающее чувство, когда я использую удар своей монашки, надеясь, что он попадёт до того, как я снова окажусь на земле. Трудное, но заслуженное чувство удовлетворения – вот что вы получаете. И благодаря единственному уровню сложности, все переживают примерно одинаковый опыт. Когда кто-то жалуется в чате, все остальные понимают, о чём речь. Сложность – это солнце в солнечной системе, вокруг которого всё вращается. Она оживляет все аспекты игры и является невероятно мощной мотивационной силой.
Path of Exile 2 – сиквел Path of Exile 1, бесплатной ARPG, которая из скромных начинаний превратилась в любимую игру многих благодаря своей беспрецедентной сложности и возможности увлечь игроков на сотни часов. Всё это присутствует и здесь. Достаточно взглянуть на древо умений с 1500 узлами (они не помещаются на одном экране), чтобы понять, о чём я говорю. Теперь добавлена ещё большая сложность благодаря улучшающим умения самоцветам. В игре есть классы персонажей, но она даёт почти полную свободу в их развитии.
Благодаря существованию Path of Exile 2 наряду с Path of Exile 1 (они даже делят один магазин косметики), сиквел может быть чем-то другим. Это немного более медленный опыт. Исследование мира происходит осторожнее, вы продвигаетесь вперёд, чтобы не потревожить скрытых врагов. Игра любит прятать врагов на виду: кости, превращающиеся в скелеты; камни, становящиеся крабами; оживающие статуи; големы, появляющиеся из земли или стен. Если они вас окружат (а они будут), вы можете оказаться в ловушке.
Игру сложно передать скриншотами. Сцены выглядят маленькими и неэффектными без движения, когда вы не чувствуете изоляции или присутствия больших врагов вокруг.
Игра очень напоминает оригинальные игры Diablo, где за излишнюю самоуверенность быстро наказывали. У вас маленький инвентарь, который нужно постоянно организовывать и очищать. Это опыт, ограниченный экраном, а не бесшовный открытый мир. И даже несмотря на то, что локации большие (большие леса, большие каньоны, большие пещеры), всегда есть ощущение клаустрофобии, тесных пространств. Много узких мест, много потенциальных опасностей.
Атмосфера игры тоже напоминает старые Diablo. Не только мрачная и тёмная, но и давящая сложностью. Diablo 1 кажется страшнее Diablo 4, потому что вы боитесь умереть, и то же самое в Path of Exile 2. Кстати, в игре нет наказания за смерть, контрольные точки расположены часто, и непосредственно перед встречами с боссами. Самое большое неудобство – проходить снова через слабых врагов.
Это напряжённый опыт. Не всегда, конечно. Бывают моменты, когда вы найдёте идеальную сборку и начнёте проходить локации и боссов. Это чувство вы будете ценить. Бывают моменты, когда вы будете фармить, возвращаясь в области с более низким уровнем монстров, чтобы легче грабить их. Но обычно, особенно когда вы продвигаетесь в неизведанные территории, вы будете на грани.
Вы можете найти уникальные предметы с крутыми эффектами, но они редки. В основном, вы будете выглядеть скромно и немного мрачно, что мне нравится. Хотя это контрастирует с нелепыми нарядами из магазина игры. Они немного не соответствуют строгому тону игры.
Всё это работает благодаря мастерству исполнения. Чувствуется десятилетний опыт Grinding Gear Games в разработке Path of Exile 1, а также ресурсы, полученные благодаря её успеху. Path of Exile 2 великолепна – изысканно детализирована, элегантна и чудесно мрачная. Цветовая палитра напоминает "Севера Старков" из "Игры престолов".
Некоторые моменты заставили меня воскликнуть от удивления. Обычно это боссы. Возвышающийся колосс, громадный палач, отрубающий голову перед боем – всё это очень драматично. Встречи с боссами запоминаются надолго.
Единственный контент endgame, который я успел попробовать, – это Испытание Сехем, своеобразное roguelike-испытание с серией комнат и боссом в конце. Его нужно пройти, чтобы получить доступ к силам Вознесения (специализации класса). Но как и всё в игре, это сложно и требует понимания уникальных правил.
Но не только бои важны. Враги продуманны. У меня любовь-ненависть к скелету-магу, который оживляет огромных скелетов, которые бросаются к вашим ногам, нанося огромный урон, если вы не увернётесь. Если не уничтожить мага, он будет бесконечно оживлять кости. Игра полна таких моментов.
Сами зоны тоже впечатляют. Мрачные леса и заражённые земли сменяются обширной пустыней с каньонами и пещерами во втором акте. В раннем доступе игра огромна. Есть третий акт, до которого я ещё не добрался, а когда игра выйдет в версию 1.0, будут ещё акты 4-6. До этого можно будет перепройти акты 1-3 на сложности "Жестокая", прежде чем начнётся endgame в новой зоне. По оценкам сообщества, на прохождение актов 1-3 уходит около 25 часов, ещё 25 на повторное прохождение, и ещё 50 и более на endgame. Иными словами, игра очень большая.
Стоит ли начинать играть сейчас? Игра уже отполирована, за исключением некоторых проблем с серверами на запуске. Есть небольшие недочёты, нехватка финальной полировки и объяснений. Но это можно исправить за те шесть месяцев, которые Grinding Gear Games планирует потратить на ранний доступ.
Одно из неудобств – поддержка контроллера. Она есть, но становится раздражающей в бою из-за автоматического прицеливания. Можно отключить некоторые функции, но это не идеально по сравнению с WASD и мышкой.
Лучше подождать, пока всё будет доработано, и пока можно будет играть бесплатно. Но есть смысл не упустить волну первого впечатления и коллективного азарта, когда люди разбираются во всём. Это онлайн-игра, и я чувствую подталкивание к обмену лутом (с низким шансом выпадения) и к просьбе о помощи. Но приятно, что есть другие люди. Делитесь своей болью, и сообщество сочувствует вам (или говорит "проблема в скилле").
Path of Exile 2 сложна, это не Diablo 4, и это нужно знать. Но она похожа на Diablo в важных аспектах. Как Baldur's Gate 3 возродила старую серию RPG от BioWare, Path of Exile 2 возродила старую серию ARPG от Blizzard – и сделала что-то своё. Path of Exile 2 – это гигант, достойный всех похвал, которые она, несомненно, получит в ближайшие месяцы и годы.
Комментарии (0)
Оставить комментарий